Св. Мартин I, папа и мученик – покровитель нашего прихода 

Св. Мартин родился в начале VII века, в Тоде, итальянском городке. Мальчик отличался набожностью и любовью к учёбе, он искал “жизни вне жизни” и решил посвятить себя служению Богу в духовном сане. Поэтому Мартин оставил родной город и отправился в Рим.

Папа Теодор I отправил его в качестве своего нунция (посланника) в Константинополь (Царьград, теперешний Стамбул), где он должен был противостоять ереси монофелитов, которые опровергали тот факт, что Иисус Христос имел две природы, Божественную и человеческую. В 648 г. сторонники ереси монофелитства, император Констант II и Патриарх Константинопольский Павел, издали еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения.

После смерти Папы Теодора I (642 - 649) Мартина выбирают Папой. Не ожидая согласия императора, как это делали предыдущие Папы, его сразу рукоположили в епископы и возвели на папский престол. Этот шаг Папы Мартина был правильным, потому что наивысшая в мире духовная власть Наместника Иисуса Христа не может зависеть от власти светской.

Скоро после своего избрания на папский престол, зная о положении дел в Константинополе, он созвал в 649 г. в Риме Латеранский собор, который осудил ересь монофелитов и самовольное вмешательство императора Константа II в дела Церкви.

Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить папу Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к папе Мартину то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию.

В 653 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил папе Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился Папа Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного Папу направили на суд в Константинополь.

Наконец, в сентябре 654 г. привезли его в Константинополь. Высадили лежащего на постели папу на берег и натравили толпу издеваться над «политическим преступником» не открывая секрета, что это за личность. Лишь под вечер привезли папу в тюрьму. Он был в тюрьме 93 дня, больной и умирающий с голода.

Когда Папа так ослабел, что уже не мог стоять без поддержки, сенат начал его допрашивать. Против него выдвинули несколько политических обвинений, но настоящая его вина, – как сам Мартин заявил своим обвинителям, – заключалась в том, что он отказался подписать царский декрет “Типос”, наносящий вред католической вере. После допросов Папу вывели на площадь перед императорским дворцом, где, по приказу судьи, охрана сняла с него все епископские знаки, набросили на шею цепь и так протащили улицами города к тюрьме. Вид искалеченного Папы вызвал такое сочувствие у жены охранника тюрьмы, что она принесла ему еду и одежду.

Когда Мартина бросили в тюрьму, казалось вот-вот придет приказ казнить его. Но этого не случилось, а по просьбе умирающего патриарха Павла, с него даже сняли цепь. Когда на следующий день после несправедливого суда император пришёл проведать Патриарха и рассказал ему всё, что произошло с Папой, Патриарх тяжело вздохнул и сказал: “Ах, всё это помножит мою кару”. После этого просил императора подарить жизнь Мартину.

Папа, после трёхмесячного тюремного заключения, в марте 655 г. был отправлен в ссылку в наш Крымский Херсонес, где скончался 16 сентября 655 г.

Папа Мартин был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы, куда вскоре стали стекаться к его могиле паломники со всего востока.

Вскоре его мощи перенесли в Рим, где они и по сей день покоятся в церкви Св. Мартина Турского. Память св. Мартина, Папы Римского, почитают не только католики, но и православные, которые называют его “столпом православной веры, учителем религии и святым наставником божественных догм”.